top of page
Поиск
  • Фото автораXOB'ka Live

Tony Attwood. "Аспергер синдром"

Часть 2

Я часто прошу детей назвать чувства которые изображены другими детьми на фотографиях или показать самим простые чувства. Некоторые дети своими руками растягивают уголки рта, что бы изобразить улыбку. Ребёнок с А-С говорит: "Как я могу изобразить грусть если в данный момент я себя отлично чувствую!" Взрослые с А-С могут изобразить очень простые чувства, но такие как смущение и гордость им изображать очень сложно Стратегия, которые помогают понимать эмоции Эмоции для людей с А-С это неизвестная страна. К педагогической стратегии относится -постепенное показывание и раскрытие "чувственной" способности, которую нормальные дети познают естественным путём. Основной принцип постараться выбранное для "изучения" чувство (например счастье) ставить в этот момент в центр внимания. Показывайте ребёнку множественные примеры, фильмы, книги, журналы.Сделайте в месте с ребёнком книгу из вырезанных из журналов лиц счастливых людей или коллаж в котором показаны разные счастливые ситуации происходящими с детьми и взрослыми. Ребёнок и одноклассники могут составить список различных "стадий", ступеней счастья. Подростки могут опросить одноклассников и взрослых, какие ситуации делают их счастливыми это помогает понять, что у разных людей разные моменты счастья. Музыка, живопись помогает тоже понимать эмоции и чувства. Например некоторые вопросы:"Как можно сделать другого человека счастливым?" "Что надо сказать, что бы другой человек почувствовал себя счастливым?" Например такое упражнение. Ребёнок с А-С изучает счастливые лица и тут же пытается изобразить в зеркале такое же чувство. Спомощю этой стратегии можно изучать другие эмоции. Собираем" счастливое лицо. Есть очень хорошая игра, пустое лицо и множество глаз, носов, бровей и ртов всё крепится при помощи клейкой ленты. Ребёнок должен из отдельных частей собрать лицо которое подходит определённой эмоции. Например ребёнок должен найти счастливые глаза или рот. Можно сделать рабочую тетрадь. Например фотография ребёнка который распаковывает подарки. Ребёнок должен ответить на вопросы: -Как чувствует себя ребёнок получивший так много подарков. -Нарисуй своих родителей с счастливыми лицами. Учитель и родители должны проигрывать детям с А-С определённые "ступени", степени счастья, языком тела, голосом, мимикой лица. Проигрывать и спрашивать ребёнка: "Как я себя чувствую?", "Чувствую себя сейчас немножко или сильно счастливо?" Так дети могут изучать разные степени чувств. Как только будут изучены хорошие чувства и их степени, переходим к следующей фазе изучение грустных эмоций. Для этого придумывают игру, где можно применить картинки, рассказы, ролевые игры, в этой игре ребёнок может выбирать какие эмоции счастливые или грустные были сейчас с-играны или прочитаны. Например можно задать ребёнку такие вопросы "Как ты можешь узнать,что человек сейчас несчастен?" "Что ты можешь сделать что бы человек себя чувствовал лучше?" Здесь ребёнок с А-С учится интерпретировать чувства и так же, как ему отвечать на эти чувства. После того как этот принцип понял ребёнок с А-С, можно продолжать изучать другие эмоции. Особенно такие как гнев, тревога, отчаянье, так же положительные эмоции любовь, удовлетворение,удивление; попозже комплекс эмоций такие как ревность, гордость, смущение. Собирать в рабочей тетради мысли ребёнка и все происходящие с ним "эмоциональные" случаи которые его затрагивают. - "Что привело тебя к тому,что ты себя ...... так чувствуешь?" - "Что ты можешь сделать, если ты себя ..... так чувствуешь?" - "Я злюсь ,потому что ....." В группах можно играть в специальные игры, например: "Шляпы с эмоциями" (можно назвать по-другому) Одна эмоция пишется на табличке и прикрепляется к шляпе, каждый ребёнок выбирает шляпу (с эмоцией) одевает её; потом рассказывает другим пережил ли он такую эмоцию. Если ребёнок запутался или понял что сделал ошибку необходимо выучить извинение типа: "Извините пожалуйста я не могу понять, что вы от меня хотите." или "Я не хотел вас обидеть" или просто "извините". Эти простые фразы снимают острые ситуации показывают пускай наивность или вежливость, вместо агрессии и равнодушия. Temple Grandin в своей книге пишет "я должна была научиться быть подозрительной, этому мне пришлось научиться когнитив. (слово когнитив я так понимаю всячески осмысливая, обдумывая ) Я не могла определить выражения ревности на лице у людей." Очень небольшое количество детей с А-С по настоящему пытаются провоцировать,"бросают" провоцирующие фразы- что бы протестировать реакцию других, эти высказывания можно принять как очень криминальные, что не соответствует действительности.Так же может быть ребёнку приносит огромное удовольствие вызывать у людей резкую реакцию, что бы попытаться контролировать и манипулировать эмоциями других людей. Дети с А-С выглядят без-чувственными, но на самом деле они пытаются только понять как можно повлиять и предвидеть эмоции других людей. Конечно от таких экспериментов надо ребёнка отговорить и попытаться научить его понимать эмоции. Конечно это не лёгкое задание и может длиться всю жизнь.Молодой человек с А-С кандидат наук по физике, работает в университете, у него очень интересное хобби он ищет математическую формулу с которой можно предвидеть и рассматривать эмоциональное поведение человека. Если ему это удастся он получит Нобелевскую премию и тысячи психологов останутся без работы. Стратегии которые помогают выражать эмоции. Подросток с А-С стоял рядом с мамой и смотрел как младшая сестра качается на качели. Вдруг сестра падает и плача бежит к матери, чтоб её утешили, в это время подросток поворачивается к маме и спрашивает:"Какое у меня выражение лица?" Он понял,что должен выразить сочувствие, но не знал как это сделать. Очень часто у ребёнка нет необходимого набора слов, что бы выразить эмоциональные тонкости словами. Другим заблуждением является когда дети с А-С свою неловкость или дискомфорт "прикрывают" хихиканьем. В этом случае у ребёнка не странное чувство юмора, просто ему не хватает тонкости и точности для выражения. Важно ребёнку объяснить, что такое поведение вызывает непонимание, многие родители и учителя не понимая начнут порицать и выговаривать ребёнку, а некоторые попробуют( за хихиканье) наказать. Насмешки и издевательства. " То что эти дети отличаются от других и выделяются из компании, достаточно что другие дети не хотят с ними дружить и даже подвергают нападению... Можно наблюдать ситуации как такие дети в перерывах между занятиями или по дороге домой и в школу находятся в центре внимания группы подростков которые насмехаются над беспомощностью ребёнка с А-С." Ганс.Аспергер.

Gray определила издевательства как повторяющееся негативные действия с негативными намерениями, которые продолжительное время направлены против одного выбранного лица. Тонкие формы домогательств. Их достаточно много и они часто чувствительней чем явные нападки, распространение слухов не соответствующих действительности, у ребёнка могут украсть например деньги и если он попробует их вернуть издеваются над ним, высказывают унизительные комментарии про ребёнка, используют непристойные жесты. В то время когда родители и учителя поощряют ребёнка на интеграцию со сверстниками, отвергают нормальные дети просьбу А-С ребёнка на его интеграцию в игру или разговор. Случается что и учителя притесняют ребёнка с А-С. Провокации и подстрекательства. Следующий акт издевательства провоцировать так, чтобы учитель это (провокации) не заметил. Ребёнок с А-С в своей ответной реакции очень импульсивный и не думая как это выглядит со стороны. Другие дети будут своё чувство мести придерживать до "лучшего времени", что бы не быть замеченными и не попасть в трудное положение. Ребёнок с А-С реагирует сразу и возможно нанесения ущерба и вреда и тогда нападающий выглядит "невинной жертвой". Неоднозначные издевательства. Социальная наивность у детей с А-С может привести к определённому виду издевательства который Gray называет неоднозначным. Сначала кажется другой ребёнок дружественным, но его действия потом оказываются совсем другими. Вот что пишет Luke Jackson. Ко мне подошёл подросток по всей видимости с добрыми намерениями, но как оказалось пока мы разговаривали его сообщники потихоньку сзади подобрались и присели непосредственно у ног и вдруг мой собеседник резко меня толкнул, я споткнулся и перелетев через сообщников упал головой о бетон и получил сотрясение мозга. Стратегия против издевательств. Очень важно иметь команду, что бы уменьшить издевательства. В команду входят дети с А-С , родители, учителя, детский психолог, школьники. Школьники должны выработать кодекс чести и выполнять его. Школьный персонал должен быть специально обучен на наблюдение за ситуацией где часто происходит издевательства, обнаружение и выявление их и соответствующее реагирование. Поиск решений. Ребёнок с А-С возможно давно подвергался издевательствам и по этому он очень агрессивно реагирует на такие попытки, часто это выглядит драматично но для ребёнка это единственный способ прекратить издевательства. В школе при разборе таких ситуаций, наказывают обе стороны. Но если ребёнок с А-С чувствует, что его наказали не заслуженно, он может "взять" дело в свои руки по схеме "око за око". Учим детей правильно реагировать. Я придумал специальную шкалу реагирования, которая должна помочь ребёнку который при социальных конфликтах показывает незрелое, эгоцентричное поведение- выбрать правильную меру ответа. Тяжесть проступка символизируют кубики. Первый шаг: определить кто принимал участие в одной определённой ситуации. Пишутся имена на отдельных листках бумаги и раскладывается перед ребёнком. Если существуют только два участника писать имена на бумаге не обязательно. Вы приносите кубики не меньше 20-и они символизируют тяжесть поступка. Маленький проступок против социальных правил оценивается одним или двумя кубиками, тяжёлый проступок оценивается большим количеством кубиков. Попросите ребёнка описать происходящее с его позиции, только в рассказе появится описание как один из участников перешёл границу дозволенного спросите ребёнка сколько кубиков он даст за это поведение. Ребёнку возможно потребуется некоторая помощь, например почему одни проступки требуют большее количество кубиков, другие меньшее в том, что некоторые поступки имеют воздействие на наши чувства и эмоции, на наше здоровье или если что-то сломано это стоит много денег отремонтировать. Когда число кубиков для каждого определено,они складываются на листок с именем, это повторяется с каждым участником. В конце ребёнок может видеть кто сколько кубиков получил. Этот приём помогает ребёнку понять относительную важность своих собственных действий и понять действия других и оценить последствие своих действий. Составляем "карту" безопасных мест. Carol Gray предлагает создать "Карту мира" ребёнка и там идентифицировать места где ребёнок с А-С особенно уязвим для нападения и также места где ребёнок в безопасности. Так видно сразу в каких местах требуется дополнительное наблюдение, а какие можно назвать "убежищем". Проблема что профилактические программы против издевательств зависят от постоянных наблюдений школьного персонала, хотя издевательства происходят тайно: только 15% этих атак выявляют учителя в классе и 5% во дворе школы. Но друге дети очень часто наблюдают такие атаки и они являются важными участниками этой программы. Некоторые дети "наблюдатели" рады, что издевательства их не затронули. Они бояться, что если они ответят обидчику сами попадут в группу риска. Большинство просто не знают как реагировать. Некоторые дети находят это "смешным" и даже считают, что жертва это заслужила. Этим детям надо несомненно объяснить, что это плохо. В группе "молчаливых наблюдателей" имеются дети с чувством социальной справедливости и высоким социальным статусом, этих детей надо поощрять и если они будут вмешиваться в конфликты они могут помочь прекратить издевательства над детьми с А-С. Учитель может ввести систему опекунов (из взрослых школьников). Роль опекуна помогать ребёнку с А-С, объяснять другим детям, что в таких нападениях нет ничего смешного и они должны прекратиться. Ещё одна важная роль опекуна утешение и поддержка. Иногда ребёнок с А-С не понимает, что в данный момент над ним издеваются (словесно), опекун должен уметь различать добрые акты от злоумышленных и сразу же вмешиваться. Бил Гейц как то в речи перед школьниками сказал: "Будьте уважительны к эксцентрикам, возможно вам прийдёться у них работать!" Стратегии для жертв. Самое лучшее место, что бы спрятаться (от издевательств) для ребёнка с А-С это находиться в гуще детей или недалеко от них. Очень важно что бы дети акцептировали ребёнка с А-С, если "нападающие" ищут жертву. Это акцентирование есть кодекс поведения в классе. Luke Jackson подросток с А-С пишет: " Никогда не ищите на перерыве укромные места где нет детей. Лучше такое безопасное место как библиотека, но ещё лучше находиться недалеко от друга если такой имеется или просто где много народа." Известный совет игнорировать когда над тобой издеваются к сожалению не работает. Чаще всего "нападающий" будит пробовать снова и снова по нарастающей пока ребёнок с А-С не отреагирует. Donna Williams пишет мне в связи с издевательствами, если она позже или вообще не реагировала особенно на боль, некоторые дети думали "Похоже ей всё равно, она ничего не чувствует." Но всё же ребёнок с А-С должен реагировать !!! Для детей с А-С особенно сложно оставаться спокойным и сохранять самоуважение, очень помогает если ребёнок говорит сам с собой в этот момент. Ребёнок должен знать: 1 он ни в чём не виноват 2 что он такие действия и комментарии не заслужил 3 что это нападающие должны изменить своё поведение Gray предлагает что бы ребёнок выучил простую фразу или предложение и повторял. Например: Я такое не заслужил, отстаньте от меня! Мне неприятно ( больно!!!) отстаньте! Ребёнок ни в коем случае не должен говорить например такие фразы: " Мне безразлично что вы делаете или говорите." Стратегия для специалистов по аутизму и учителей. Первый шаг выяснить у ребёнка с А-С почему кто-то его задирает. Мотивы и мысли других детей для ребёнка с А-С не всегда очевидны. Ребёнок растерянно спрашивает себя почему какие то дети так не дружественны к нему, почему он является мишенью издевательств и что он должен делать. Предлагается две стратегии разработанные Carol Gray 1. комикс-беседы 2. социальные истории. С помощью комикс-беседы можно узнать мысли и чувства всех участников и их объяснить, социальные истории для определения, что можно сделать, если соответствующие обстоятельства снова возникнут. Комикс-беседы. Комикс-беседы охватывают зарисовки одного события или ряд последовательных событий в форме рисунков, фото серии, в которой определённые фигуры представляют определённых детей и в "окошках" над рисунками пишутся мысли и слова, диалоги, которые характеризуют как мыслят эти люди. Ребёнок и учитель применяют цветные карандаши, цвета характеризуют чувства и эмоции. Если ребёнок заполняет текстом "окошко" выбор цвета показывает какие чувства он при этом испытывает, эмоции которые он с этим текстом связывает. Это разъясняет реакции ребёнка и его логику в интерпретации событий и может помочь ребёнку увидеть свои ошибочные интерпретации и их исправить. Попробовать новые альтернативные реакции и их действие и влияние на мысли и чувства ребёнка. Когда новые реакции определены, ребёнок только может выиграть из этой ситуации. Ребёнок с А-С может вести дневник о своих успехах, особенно если он успешно справился и это привело к признанию его среди детей. Что могут родители. Родители должны быть интегрированы в команду "против издевательств" и обязательно информированы какие шаги предпринимает команда. Родители должны воодушевлять ребёнка, быть доверительным лицом ребёнка и если издевательства не прекратились у ребёнка была бы возможность рассказать родителям или другу или учителю об этом. Можно ребёнка послать на курсы по самообороне, но я советую основной задачей поставить "как ребёнок с А-С должен спокойно реагировать на нападения и как он себя из этой ситуации может освободить" Родители должны знать смена школы почти ни чего не меняет. Вы можете менять школу только в том случае если в новой школе есть хорошие программы против издевательств. Theory of Mind - Теория Разума Психологическое понятие " Теория Разума" сокращённо ТоМ (Theori of Mind) помогает опознать и понять способности, мысли, убеждения, желания и намерения других людей, оценку их поведения с тем чтобы иметь возможность прогнозировать, что следующее будут делать они. Если отсутствуют "ТоМ" способности, тогда очень сложно понять сопереживания других. Синоним к отсутствию "ТоМ" способностей- ЭМПАТИЯ. (Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию.) Человек с А-С не может полноценно оценить чувства других. Также замечены проблемы и с самооценкой восприятия. Я разговаривал с с Corey подростком с А-С про "ТоМ" способности он говорит: " Я плохо разбираюсь о чём думают другие. Я вообще не уверен, что хорошо понимаю о каких чувствах я сейчас думаю." Отсюда можно заключить - имеются трудности понять ( прочувствовать) всё равно свои или чужие мысли о эмоциях, чувствах. Но чувства других детям с А-С не безразличны. При постановке диагноза на А-С обязательно протестировать ребёнка на "ТоМ" способности. Очень часто затруднено понимание выражения лиц людей, детьми с А-С. Откуда мы знаем, что чувствует или о чём думает другой человек? Одна возможность - прочитать на лице,а особенно глаза выдают очень многое. Мы знаем, что люди с аутизмом не любят смотреть в глаза и не часто при разговоре смотрят на выражение лица, по этому могут пропустить смену выражение лица у собеседника. Если люди с А-С смотрят в лицо, что и куда они смотрят? Глаза называют "окном в душу". С "Eye-tracking-Technik" можно точно исследовать взгляд человека.Последние исследования показали, что взрослые люди с А-С больше смотрят на рот, тело, или по сторонам, чем в глаза собеседнику в отличие от контрольной группы людей. Если контрольная группа в кино смотрит на напуганные и удивлённые глаза главной героини, аутисты смотрят на рот. Исследование показало аутисты смотрят в глаза в два раза меньше и если они и смотрят в глаза плохо понимают, что "говорят" глаза. Понимание "вещей " буквально. Я заметил дети с А-С принимают всё буквально например слова "не делайте из мухи слона" и тд. Они плохо понимают интонации голоса. Акцент, ударение интонация всё что даёт нам нормальным людям понимать (" между строчками") не только сухие слова. Мы можем заметить так же когда выражение лица не соответствует произносимым словам. Например язвительные или ироничные высказывания.Такие высказывания могут смутить, запутать людей с А-С. Их доверчивость и убеждённось в том, что они понимают о чём говорят люди, делают людей с А-С подверженными насмешкам других людей и издевательствам. Дети с А-С могут считаться невежливыми. Ребёнок с А-С часто не совсем понимает, что ему косвенно хотят сказать другие люди. Дети с А-С часто нарушают очевидные социальные правила и не реагируют на предупреждения. Если человек который в данный момент общается с ребёнком с А-С не знает, что такое поведение связано с нарушением ТоМ способностей (ТоМ-Theory of Mind-Теория Разума см выше) начинает думать, что ребёнок нахальный или грубый. В большенстве случаев ребёнок с А-С не имеет каких то плохих намерений, он просто не осознаёт ,что он провоцирует досаду и негодование и для него может быть неожиданностью если собеседник вдруг будет чем то недоволен. Люди с А-С проявляют удивительный энтузиазм если дело идёт о каких то его специальных интересах и не понимают почему другие люди не проявляют такой же энтузиазм. А так как он во время разговора не смотрит собесеннику в лицо, то не замечает , что собеседнику скучно

" Что ты сегодня делал в школе?" Если мама спрашивает ребёнка "Что ты делал в школе?" нормальные дети знают, что мама уже знает, а что для неё новое и будет её интересовать. Для ребёнка с нарушенными ТоМ способностями этот вопрос тяжёлый. Что же именно она хочет узнать? Всё с того момента как зашёл в класс, до момента когда пошёл домой? Что для неё важно? Что она уже знает? Ребёнку с А-С сложно представить основные события, с точки зрения мамы. Он будет не будет отвечать на мамин вопрос или он попробует описать каждую деталь- это будет очень утомительный монолог "Что ты будешь пить?" . Вот что мне сказал Stephen Shore: Если меня спрашивают в гостях " Что будешь есть или пить? Я не могу ответить. Я спрашиваю "А что у вас есть?" Только я получаю ответ, выбрать что-нибудь становится легче. Иначе этот вопрос (Что ты будешь пить?) для меня очень ёмкий.

Честность и обман. Я обратил внимание, что дети с А-С очень честны. Если родители спрашивают детей не натворили ли они ? Дети сразу признаются. Нормальные дети если заметили, что родители не всё знают о проделке,постараются это дело замять. Ещё одна особенность людей с А-С они часто говорят "горькую" правду. Например в очереди в магазине впереди стоящей толстой женщине очень громко сказать, что ей надо "сесть" на диету. При этом ребёнок думает, что женщина должна ему быть благодарна за "полезный совет. То что рядом стоящая мама сильно смущена, а женщина находит это грубым и оскорбительным это ребёнка не волнует. Нормальные дети удерживаются от таких высказываний потому что знают ,что при этом чувствуют другие. Люди с А-С чувствуют себя приверженными истине, а не чувствам (тем более других людей). Выдавать (ябедничать на) других. Следующий пример может случится в школе...если учитель отвлёкся, а ученики успели "сотворить" что то запрещённое "виновного" найти легко если в классе есть ребёнок с А-С, он чувствует себя ответственным говорить правду... Он ответит конкретно на вопрос учителя, но будет удивлён почему дети так раздражённо реагируют, даже те кто не виновен. Дети с А-С учатся обманывать намного позже, чем нормальные дети. Иногда в 10 лет или даже позже. Учителя и родители вдруг узнают "другого ребёнка" который до этого был очень честным ( даже в тех ситуациях когда ему это было не выгодно). Ребёнок вдруг понимает,что если он обманывает это помогает избежать неприятности, но так как у ребёнка ещё мало опыта его очень легко раскрыть. Поначалу ребёнок всвязи с ТоМ проблемами (не способность поставить себя на место другого человека (или предмета), не способность к сопереживанию.) не понимает, он может больше обидеть человека враньём, чем своим "не социальным" поведением. Дети с А-С строго придерживаются принципов и правил. Взрослые с А-С часто известны как особенно честные с сильным чувством справедливости, известны соблюдением всех правил. В принципе это очень благородно, но может стать проблемой если работодатель эти идеалы не разделяет. Среди людей, которые изобличают нарушения найдётся много людей с А-С. Я знаю многих людей,которые сообщали о несоответствии между правовыми нормами и внутренней политикой на фирме где они работали. И были очень удивлены,что не получили поддержку ни от начальника, ни от коллег. Чувство, что все желают им зла. Одним из последствий отсутствия ТоМ способностей является, что люди с А-С не могут различать преднамеренные и непреднамеренные действия другого человека. Замечено иногда у детей с А-С "навязчивая идея", что им все хотят зла, объясняется это тем, что один раз испытав плохое отношение к ним, в последствии они предполагают только плохое отношение. Другие дети в каждом конкретном случае принимают во внимание ,что дети говоряти как поступают. То,что другие хотят им помочь зачастую не признаётся. Нормальные дети очень быстро распознают, что кто то другой может помочь при решении проблемы. Такого понимания мышления других людей, у детей с А-С нет. Если дети с А-С сталкиваются с проблемой они не могут даже предположить, что кто то другой знает, что в этом случае они должны делать. Возможно даже кто то находится рядом и хочет помочь но ребёнок с А-С фиксирован, что проблему он должен решить самостоятельно. Сложности по урегулированию конфликтов Когда дети растут и и развиваются они также становятся зрелыми в плане своей способности убеждать других, идут на компромиссы,учатся регулировать конфликты. Со временем взрослея дети начинают понимать и принимать точки зрения разных людей и разрабатывают стратегии по оказанию влияния на других людей. Что бы успешно регулировать конфликты требуется хорошие ТоМ способности, отсюда следует люди с А-С будут иметь определённые трудности по регулированию конфликтов. Если посмотреть на конфликты в школе, заметно что дети с А-С ведут в таких ситуациях очень не-зрело (по детски) , они не могут вести "мирных" переговоров, у них более конфронтационный подход. К сожалению дети с А-С прибегают к примитивным стратегиям урегулирования конфликтов как эмоциональный шантаж или они "упорно" придерживаются "своей точки зрения". И совсем не видят, что цель можно достичь дружеским путём. После конфликтной ситуации такие дети не страдают угрызениями совести или просто не понимают, что нужно просто извиниться. Типичное поведение и отношение. Почему дети с А-С имеют проблемы с разрешением конфликтов? *они не могут представить для себя перспективы и приоритеты других детей(людей) *способность убеждать (убедить в своей правоте) других детей очень низкая *они предпочитают жёсткое и конфликтное поведение * они неохотно идут на пересмотр решения или признают свои ошибки *они не любят если их(перебивают) прерывают * что то заставляет их принудительно ( не могут остановиться) завершать начатые дела (даже если это дело конфликт) *они имеют тенденцию наказывать людей,чем хвалить *они как правило стараются уйти от обязанностей * у них нет альтернативных стратегий( вариантов)

Таким образом, дети с АС, как представляется, выступают против решений других людей их приоритетов и доводов. Они проталкивают свои собственные решения зачастую так долго пока другие отказываются от сопротивляться, люди с А-С часто пропускают (или игнорируют) признаки которые указывают на то, что было бы лучше не продолжать спор. Другие дети могут догадываться о позиции своих друзей и ради дружбы менять свою позицию в споре. Дети с А-С и их друзья нуждаются в помощи в вопросах- когда и каким образом они должны выслушать мнение и приоритеты других, учится их принимать, вместе искать компромиссы и принимать(признавать) решения арбитра. Особенно они должны учиться в гневе не усложнять и без того сложную ситуацию. Можно применять ролевые игры по разбору ситуации и что бы проиллюстрировать ситуации по снятию конфликта. Самоуправление восприятия у детей с А-С.

Uta Frith и Francesca Happe считают что дети с А-С в связи с различиями в приобретении и в степени усвоения ТоМ способностей, вырабатывают другой способ для самовосприятия. Ребёнок приобретает эти способности скорее через силу своего интеллекта и опыта, чем через интуицию, это происходит если ребёнок начинает сравнивать себя (своё поведение) с другими людми. Frith и Happe описывают высокую степень самосознания и самоуправления восприятия которую можно сравнить с работами по философии. Я сам прочитал много автобиографий людей с А-С и должен сказать,что многие имеют философские качества. Если соединить совсем другой тип мышления с высокими интелектуальными способностями то человечество достигнет новых высот в философии. Например интересно видеть что у известного философа (Ludwig Wittgenstein) Людвига Виттгенстейна наблюдаются все черты А-С. Понимать неловкости. Студия которая изучает чувство неловкости у аутистов и пришла к выводу что имеется связь между ТоМ( Theori of Mind) способностями и способностью понимать неловкие ситуации. Точное исследование показало интересную характеристику : * дети с А-С тендируют к тому некоторые ситуации принимать как неловкие , где нормальные дети это абсолютно не считали. * у них были проблемы с объяснениями почему как им кажется кто то вёл себя не ловко (не красиво) * на интеллектуальном уровне у детей с А-С не было проблем понимать неловкие ситуации, но трудно перенести это в реальную жизнь. На практике я заметил имеются так-же дети с А-С которые не чувствую неловкости или очень не сильно,у них нет волнения перед выступлением. При наблюдении за детьми с А-С в определённых ситуациях видно что они показывают меньше жестов которые указывают, что им неловко например покраснеть или держать руку перед ртом. Тест на бестактность. Simon Baron разработал тест на выявление понимания бестактного поведения у аутистов, для этого использовалась серия рассказов. Исследовали- могут ли дети с А-С найти в рассказе бестактность. Бестактность определяется как бестактное замечание или действие. Исследования подтвердили опыт многих родителей, что посравнению с нормальными детьми такого же возраста, дети с А-С находят в рассказах очень редко бестактность и сами в будничной жизни "выдают" много бестактностей. Дети в возрасте 8-9 лет могут сдерживать свои комментарии так как они понимают например лучше не критиковать учителя. Дети с А-С быстро находят ошибки других и тут же это обговаривают. Эти комментарии можно посчитать как враждебные. Но мотивация у ребёнка с А-С помочь другим улучшить себя, проработать свои ошибки.Я наблюдал детей с А-С которые при всём классе критиковали учителя за банальную оговорку, желание ребёнка исправить ошибку сильнее чем ранить чувства учителя. Неуверенность в общении с другими людьми. Mars Fleisher талантливый математик и как многие люди с Аспергер синдром, очень вежливый не хотел бы кого-нибудь ненароком обидеть, В своей биографии он пишет "Из за своей неуверенности, я всегда боюсь кого нибудь случайно того не жилая обидеть. Я мечтаю читать мысли других людей,чтобы делать всё правильно. Иметь дело с людьми тяжелее любой математической формулы. Что функционирует с одними людьми, совершенно не функционирует с другими. Люди говорят часто не то что думают и не придерживаются того о чём говорят." Некоторые социальные ситуации регистрируются людьми с А-С ни так быстро. Нормальные люди могут применять свои ТоМ способности(если ТоМ способности не развиты человек не способен поставить себя на место другого человека (или предмета), не способен к сопереживанию) быстро и эффективно. Исследования показывают, что люди с А-С когнитивно не могут переработать посланные другими людьми сигналы и выработать соответствующую реакцию на них. Их ответы часто бывают идиосинкразические и не-релевантные. Подросток с А-С сравнивает как функционируют нормальные люди и как аутисты. Нормальные люди в социальных ситуациях работают как компьютеры на системе Windows, люди с А-С работают как компьютеры на системе DOS.(У Windows могут работа параллельно несколько программ одновременно, а у DOS только одна за другой) Вовремя разговора люди с А-С отвечают и реагируют медленнее чем нормальные люди. То что люди проводящие ментальный анализ отвечают медленнее, чем отвечающие спонтанно давно известно. В разговоре где требуется применение ТоМ способностей люди с А-С перерабатывают информацию медленней. Что ведёт к замедленной реакции, например на вопрос в беседе. Это может привести к тому что человек с А-С выглядит в разговоре педантичным и чересчур официальным или даже недалёким. Я заметил что на ТоМ способности у людей с А-С сильно влияет комплексная ситуация, скорость социальных взаимодействий, стресс. В больших группах количество информации увеличивается во много раз, это действует на людей с А-С подавляюще-потрясающе. Человек с А-С возможно и имеет ТоМ способности но ему очень трудно отличить какие социальные сигналы важные, а какие не важны. Психическое истощение. Мы знаем, что приобретение ТоМ способностей у детей с А-С сильно задерживается по сравнению с нормальными детьми, но мы должны признать высокую степень интеллектуальных усилий у детей с А-С которую они применяют при переработке социальной информации. Использование когнитивных механизмов, что бы компенсировать нарушенные ТоМ способности, приводит к быстрому психическому истощению. Не высокий социальный успех, проблемы с самоуважением и психическое истощение может привести к депрессии. Pазвитиe ТоМ способности. Сегодня имеется много стратегий по развитию ТоМ способностей особенно Социальные истории. Они описывают знания, мысли, мнения и чувства человека, которые, в этой ситуации, имеют важное значение. Одним из важнейших элементов подготовки и написания социальной истории заключается в том, чтобы получать информацию о перспективах поведения всех участников, но особенно детей с А-С. В Социальных историях необходимо объяснять, такие термины, как "знать", "представлять", "ожидать", "думаю",необходимо подкреплять этио с помощью соответствующих картинок.Вы можете в Социальных историях определённые ТоМ способности тренировать в упражнениях, в которых ребёнок пишет. * Mэтт часто рассказывает о динозаврах. Я могу предположить, что Mэтт часто думает о _ _ _. *Mэтту наверное будет приятно, если я расспрошу. его о _ _ _ . Скажу из своей практики Социальные истории повышают ТоМ способности, хотя до сих пор нет опубликованных исследований.

Тренировка ТоМ способностей.

Комикс-беседы.

Комикс-беседы охватывают зарисовки одного события или ряд последовательных событий в форме фото серии, в которой определённые фигуры представляют определённых детей и в "пузырях" над рисунками пишутся мысли и слова, диалоги, которые характеризуют, как мыслят эти люди в определённой ситуации. Мы знаем, уже в 3 года дети понимают, что означают в комиксах "пузыри" с мыслями и диалогами. Дети с А-С могут вписывать диалоги в "пузыри" над картинками тем самым учиться понимать социальную ситуацию.

Цвета символизируют чувства.

Цвета можно применять, для того чтобы "окрасить" определённое чувство или мотивацию. На Цветовой шкале (Farbskala) можно определённому чувству дать определённый цвет. Ребёнок может выбрать например красный цвет для выражения грусти или гнева, чувства в "цвете" воспринимаются ребёнком по другому. Вы узнаете, как ребенок воспринимает событие в определенной ситуации, и вы можете всегда подправить возможности неправильного толкования. Преимущество этой методики ребёнок и обучающий могут разговаривать друг с другом и, не глядя друг на друга, они концентрируются вместе на лежащие перед ними рисунки.

Обязательное разъяснение и выяснение непониманий, недоразумений.

Общий подход лежит в правильном понимании мыслей и чувств других ребёнком с. А-С, а не в выяснении кто виноват. Вы можете применять комикс - рассказы для выяснения недоразумений.

Числовая шкала (skala) для измерения интенсивности чувст. 

Я применяю комикс- беседы часто если я занимаюсь с клиентами с аффективным нарушением. Дети с А-С выражают свои чувства и мысли лучше в форме рисунка, чем речевой форме. И хотя у детей А-С проблемы с определением чувст и мыслей других людей, как показывают клинические исследования у них ещё большие трудности с определением интенсивности шкалы чувст у других людей. По этому при работе с Комик- рассказами, я обязательно применяю шкалу с 1 до 10 для определения интенсивности чувств ( например, грусти) Эта стратегия очень хорошо подходит для детей с набольшим словарным запасом для описания интенсивности чувств.

Речь. Ганс Аспергер описывает необычность речи к этому относится: проблемы поддерживать беседу,необычность тона и манера разговора,необычное, очень раннее или наоборот позднее развитие речи. Аспергер описывает также тенденцию у детей говорить как взрослые, дети имеют необычно расширенный запас слов.

67 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Проблеми зі сном при аутизмі, причини.

Оригинал статьи здесь: Sleep problems in autism, explained Перевод на русский: Светланы Дидух - Романенко Ханна Фурфаро / 13 ноября 2017 года Хороший сон не гарантирован никому из нас, но для многих л

bottom of page