Поиск
  • XOB'ka Live

Спілкування належить до фундаментальних потреб кожної людини .

Пост обновлен 25 нояб. 2019 г.

Общение принадлежит к фундаментальным потребностям каждого человека. Способом реализации этой потребности является РЕЧЬ. Она, прежде всего, дает ребенку возможность познать мир и тем самым вступать с ним в контакт.

У многих детей с психофизическими нарушениямидиагностируют нарушения речи или полное ее отсутствие.Многие лица, которые принадлежат к данной категории, имеют нормальный слух ихорошо понимают речь, нонаибольшей проблемой являетсято, что у этих детей не возникает потребности в общении, хотя общение извзрослым навязано самим взрослым от рождения.

Категория аутичных детей относится к искаженному типудизонтогенезу. Наиболее впечатлительной структурой их системы психического развития являются коммуникативные умения и навыки. Владея прекрасным слухом, они не разговаривают; часто ловкие во многих отношениях, они проявляют индифферентность к общению.

Дефектологи, психологи, логопеды, много времени тратят на стимуляцию устного вещания аутического ребенка, который будто „спит”. В результате коммуникативных проблем формируются другие нарушения – социальные и поведенческие.

Если выходить с того, что общество – это коммуникация, то аутичными нарушениямистановлятьсяпроблемы общения ребенка с окружающим миром.

Каждая семья, которая имеет ребенка-аутистас коммуникативнымипроблемами, создаетсвой способ общения с ребенком,выходя из своего практического опыта– его и называют альтернативным.Эта коммуникация, часто, упрощается до распознавания сигналов, которыеподает ребенок, связанных с ее физиологичными потребностями, такими какголод или боль.Ребенок с коммуникативными расстройствамиимеет намного большие возможностивыразить себя, чем получить данные от других. Поэтому по большей части началообщения заключается в наблюдении и интерпретировании поведения ребенка.

Основой взаимопонмания есть прочитывание поведения детей вкатегорияхкомуниката. Всегдадоступными являются физиологичные сигналы, разные проявления невербальной экспрессии.Нужно быть внимательным наблюдателем, распознавать реакции ребенка в разных ситуациях, особенно обращать внимание на самое тревожное поведение – когдаребенок кричит. Этот крик не появляется без причины, и заданиявзрослого, заключается добраться до источника плача. Коммуникация на такомуровне имеет конкретное содержание: мне хорошо, хочу пить, идем гулять, и другое.Ребенок саутичныминарушениями могут выражать свое состояние, потребности, чувство через разныевиды поведения:физиологичные реакции,которые являются ответом человеческого организма на определенные раздражители;аффектные реакции –это более сложный ответ ребенка на изменения в окружении;мимика– эмоции чаще всего отражаются на лице;биомеханика –это осанка тела, движение, жесты (например,многоинформации несут жесты, случается, что дети заслоняют уши, глаза, чемограничивают избыточное поступление раздражителей);параречь–охватывает голосовые, но не вербальные способыпонимания, возможные благодаря таким качествам голоса, как напряжение, высота,изменения темпа и ритма вещания.

Характерные движения ладоней или пальцев, вкладывания их, в уста, волосымогут свидетельствовать о нетипичном поведении, которое имеет коммуникативнуюфункцию.Нетипичное поведение имеетсвои цели: 1.привлечение внимания –важно помнить, что некоторые дети с нарушенной коммуникативной функцией оченьхотят вашего внимания, даже негативного, такой, как упрек или крик; 2.избежание чего-то –поведение сообщает о стремлении убежать илиизбежать определенных действий, лиц; 3.желание чего-то;4.саморегуляция –невсе нетипичные проявления поведения являются способом коммуникации. Особенно этокасается таких проявлений, как машет рукой, ритмичное стукание,вращение предмета, битья, кусания, царапания. Такое поведение частоочерчивается как "аутостимуляция". Ребенокможет таким образом регулировать уровень своей энергии. Некоторые детиведут себя так, когда вокруг них происходит слишком много событий. Такаясаморегуляция не всегда отвлекает внимание ребенка от процесса учебы, иногда даже помогают сосредоточиться.

Но без последующего усовершенствования возможность пересказать информацию остается сжатой и слишком бедной, чтобы считаться полноценной.

Поскольку речь выступает главным средством познания информации,средством передачи опыта и средством мышления, то для детей саутичными нарушениями, достаточно важным выступает использование вспомогательных средств общения: жест, мимика, пиктограмма, что иногда выступают единственным способом понимания сокружением,тем более,если интеллектуальные возможности ребенка позволяют настоящееальтернативное общение. Дети учатся наконкретном материале, он служит стимуляцией к когнитивной деятельности.

О. Лурия считал, что слово, как единица вещания становится на лишь носителемзначения, но и основной клеткой сознания, которое отбивает внешниймир. И графические символы (пиктограммы) выступают, как средство формированиязвукопроизношенияиречи, организации восприятия и памяти, учат детей идентифицировать изображение (символ) среальностью.

Пиктограмма – это простойграфический знак который символизирует определенный предмет, эмоции. В зависимости отуровня умственных способностей пиктограммы можно использовать какв одиночку, так и для построения, из них предложений, тематических таблиц, распорядка дня,планов выполненной работы, дневников или книг.

Применяя графические символы (пиктограммы), жесты,дети с коммуникативными нарушениями учатся понимать эмоции и мимику,упорядочивают информацию в определенную систему,готовятся кжизни в обществе, к усвоениюобщечеловеческого опыта.

К основнымединицам коммуникационных систем(систем знаков) относят следующие:

1.Знаки мануальные.К ним относится язык жестов глухих людей, а такжедругие знаки, которые передаются с помощью рук.

В большинствестран различают 2 типа мануальных знаков. Первый – это группаязыковых жестов, которые употребляют глухие люди. Эти языки не исходят из языкаустного, имеют собственную грамматику и синтаксис, имеют диалектические разновидности. Языки жестов развиваются и изменяются под воздействием других языков жестов так же, как языки устные и письменные.

Второй тип – это системы мануальных знаков, сконструированные для того, чтобыслово в слово воспроизводить устную речь определенного народа.Такие системы никогда не используются широкоглухими людьми, потому что спряжение и синтаксис языков устных неприспособлены на должном уровни к языкам визуальным и мануальным.

В процессе учебы лиц, которые слышат и имеют проблемы с коммуникациейшироко используются системы мануальных знаков с одновременнымпроизношением слов.

2.Знаки графические.Использование системы графических знаков тесно связано с использованием коммуникационной помощи – начинаяот обычных таблиц для указывания на что-то, заканчивая высокотехнологичными компьютерными устройствами.

Одной из первых начали использоватьсистему Блисса.Символы Блисса – это форма письмалогографичногоиидеографического, то есть когда записанные знаки не опираются накомбинацию букв. Образцом для этой международной системы являетсякитайский язык. Сначала эта система должна была быть использованная длядипломатических потребностей, но никогда с такой целью неиспользовалась. Впервые была использована в Торонто каксистема коммуникации для детей с двигательными повреждениями, которыеимели трудности в учебе чтения и письма.

Система Блисса состоит из 100 основных знаков (корней),которые можно совмещать, чтобы творить слова, которые не имеютсоответствий среди основных знаков. Таблицы состоят как из основных знаков, так и из их комбинаций, которые часто используетпользователь. Символы Блисса – это элементы семантические. ихкомбинации творят новое значение. Например,слонв этой системесостоит из символовзверь + длинный + нос; счастливый –эточувство + вверх (дополнение).Кроме символов, которые означают целыеслова, существует группа символов на обозначение грамматическихокончаний, частей речи, числа. Без сомнения, эта система являетсянаиболее развитой системой графических знаков, доступной длялиц, которые не владеют языком, но она требует соответствующихметодов учебы. Символы Блисса были первой графическойсистемой, которая использовалась во многих странах, но в настоящий моментнаблюдается снижение заинтересованности этой системой.


Просмотров: 1